Детские капризы: путь преодоления

Наверное, каждый человек хотя бы раз в жизни становился очевидцем явления под названием детские капризы. Зрелище это не самое приятное: громко кричащий, часто беспорядочно двигающийся малыш, которого каким-либо способом пытается успокоить растерянная мама.

Большинство обывателей причину капризов ищут во внешних факторах (переутомился, получил слишком много новых впечатлений, не выспался, заболел), не пытаясь соотнести конкретное поведение ребёнка с его потребностями и окружающими его условиями. А ведь капризами ребёнок пытается сообщить взрослым какую-либо информацию, правильное понимание которой, поможет родителям не только избежать неприятных эмоциональных сцен, но и воспитать развитую гармоничную личность.

Первым шагом на пути избавления от капризов должно стать понимание, что капризы для детей естественны и не являются чем-то из ряда вон выходящим. Также стоит обратить внимание на то, что в разном возрасте структура и причины капризов различны. У младенцев до года капризы являются сигналом для окружающих о каком-либо дискомфорте. На втором году жизни малыши с помощью капризов выражают свои отрицательные эмоции, вызванные непониманием и большим количеством запретов со стороны взрослых. Это происходит из-за несформированной речи ребёнка. Капризное поведение трёх — четырёхлетнего ребёнка связаны с формированием его самостоятельности и самооценки. Капризы детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) носят вполне осознанный характер и направлены на манипулирование взрослыми с целью получения желаемого.

Можно выделить несколько наиболее распространённых причин детских капризов, которые выявляются в ходе наблюдения за детьми:

1.Плохое самочувствие или начинающаяся болезнь.

2.Нарушение воспитательных функций в семье:

a) Разрешительное воспитание выражается в полной вседозволенности, что приводит к бурным эмоционально — физическим реакциям на любой запрет. Чаще всего родители не пытаются справиться с таким поведением, а дают ребёнку желаемое, чем усугубляют ситуацию и способствуют закреплению данной модели поведения у ребёнка.

b) Запретительное воспитание выражается в наличии большого числа запретов, подчинение которым ведёт к психо — эмоциональному истощению и, как следствие к проявлению бурного с ними несогласия. Это в свою очередь ведёт к ещё большему увеличению числа недозволенных действий, что создаёт практически безвыходную ситуацию.

c) Смешанное воспитание выражается в наличии обеих выше обозначенных систем воспитания в жизни ребёнка (мама — папа, родители — бабушка). Данное воспитание особенно отрицательно влияет на детскую психику, так как не формирует единой модели поведения у ребёнка.

3.Наличие внутрисемейного напряжения и конфликтов. Ребёнок в этом случае демонстрирует отрицательное отношение на взаимодействие его окружение друг с другом.

4.Часто за капризы принимают попытки ребёнка самоутвердиться, проявления самостоятельности малыша.

Выяснив причину, по которой ребёнок начинает капризничать, необходимо принять меры к тому, чтобы такие ситуации возникали как можно реже. Универсальных советов не сможет дать в этом вопросе ни один психолог. Есть лишь рекомендации, которые помогут предотвратить и побороть капризы

Внимательное отношение к самочувствию и эмоциональному состоянию ребёнка сможет предупредить формирование факторов, благоприятных для развития капризов.

Последовательное, единообразное и разумное поведение окружения формирует у ребёнка конкретную модель поведения, устанавливает границы допустимого, способствует развитию положительной мотивации.

Нельзя идти на поводу детских капризов. Удовлетворение всех требований ребёнка приведёт к закреплению у него требовательной модели поведения и увеличению числа капризов. В то же время всегда необходимо чётко аргументировать свой отказ.

Капризы свойственны даже самым послушным детям. Задача взрослых правильно понять, что ребёнок хочет выразить своим поведением: просьбу о помощи, или желание добиться чего-либо, манипулируя эмоциями окружающих взрослых.